Первая линия метро протяженностью 3,6 км была открыта в Лондоне в 1863 году! Представьте, в России только отменили крепостное право, а в Лондоне уже метро!
Это метро строилось открытым способом: улицы раскапывали на глубину 10 м, клали рельсы, строили каменные арки, затем всю конструкцию обкладывали кирпичом и мостили улицу заново. И тянули вагоны паровозы: они были на угле и испускали ужасную гарь, освещался вагон (он был без окон), газовыми рожками, вот такая была картина! Но всё равно это был прорыв в развитии транспорта.
В Москве с 1872 года действовала конка-трамвай на конной тяге, в начале 20 века её заменил электрический трамвай, но главным транспортным средством оставались извозчики. В начале 20 века было решено пустить вокруг Москвы железную дорогу - железнодорожное кольцо длиной почти 55 км. (узнаете прообраз МЦК ?). Под руководством известных архитекторов были построены 17 вокзалов из красного кирпича, некоторые из них и сейчас остались не завешенными, например, вокзал ж/д станции Канатчиково недалеко от станции метро Ленинский проспект.
В 1902 году был сделан первый проект московского метрополитена, но Московская Дума отказала инженерам Белинскому и Кнорре, а потом Русско-Японская война, затем первая русская революция в 1905. В 1910 появился еще проект, но ему не суждено было сбыться — первая мировая война и революция.
Только в 1924-25 годах начались первые изыскательские работы, в 1929 году Лазаря Кагановича назначили куратором строительства Московского метро, именно поэтому наше метро до 1955 года называлось не именем Ленина, а метро имени Лазаря Кагановича!
Изображение Дворца Советов на «Плане города Москвы»
Первым начальником строительства метро был инженер Ротерт. В конце Ярославского шоссе есть улица его имени - улица Ротерта, а рядом - улица Проходчиков, но до метро от этих улиц надо ехать 20 минут. Такая вот ирония судьбы!
Первая ветка метро должна была соединить Сокольники и так и недостроенный Дворец Советов. Его планировалось построить на месте Храма Христа Спасителя, который для этого и был взорван в начале 30-х годов. Дворец Советов должен был стать самым высоким зданием в Москве и вообще в Европе, но не стал, так как строительство было сначала отложено, а потом вообще прекращено.
15 мая 1935 года началось движение поездов от станции Сокольники до станции Парк Культуры по одной ветке и от станции имени Коминтерна до Смоленской по другой. Станция имени Коминтерна - это Александровский сад, она сначала переименовывалась в Калининскую, потом в 1990 несколько дней побыла Воздвиженкой и стала станцией Александровский Сад какой мы её знаем сейчас.
Автор этой рубрики: Лариса Ивановна Курилко
практикующий риэлтор и юрист, работает с 1998 года;
в 2005 году закончила МФЮА по специальности: «юрист в сфере гражданского права»;
2014 году закончила «Институт арт-бизнеса и антиквариата»;
читает лекции в ведущих вузах Москвы: РАНХ и ГС, проводит экскурсии.